Главная » Файлы » Методическая копилка » Урок

Урок русского языка в 7 кл. «Изложение с элементами сочинения по статье Д.С. Лихачева "Молодость — вся жизнь"»
[ Скачать с сервера (18.3 Kb) ] 30.10.2014, 05:16

МЕТОДИЧЕCКАЯ РАЗРАБОТКА

урока развития речи в 7 классе

«Изложение с элементами сочинения

по статье Д.С. Лихачева

"Молодость — вся жизнь"»

 

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №21 станицы Ахметовской

Лабинского района

Вараксина Татьяна Анатольевна

 

2014 год

Цели урока:

-совершенствовать умение анализировать текст, составлять план, определять стиль речи, особенности языка текста, развивать словарный запас учащихся, умение логически мыслить;

-познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.С.Лихачева;

-раскрыть содержание книги, подвести учащихся к осмыслению жизненно важных проблем и помочь определить свое отношение к нравственным ценностям.

 

Оборудование:

-книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»;

-на доске – портрет Д.С.Лихачева.;

-у учащихся на партах - распечатка статьи «Молодость – вся жизнь».

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

 

2. Вступительное слово учителя об академике Д.С.Лихачеве.

 

Д.С.Лихачев- крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается.

Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под названием «Письма о добром и прекрасном» (1985 год). Советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что писал сам Д.С.Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом….Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал…, найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он может согласиться».

И сегодня на уроке, ребята, я хочу познакомить вас с письмом третьим, которое называется «Молодость – вся жизнь», может быть, кто-то из вас и не согласиться со словами Д.С.Лихачева (это ваше право), но хочется, чтобы вы прислушались к его словам, проанализировали, поразмышляли, высказали свою точку зрения по этому вопросу.

 

3. Чтение текста.

 

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не остаётся ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Ведь в радости тоже тебе нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделится им. Неразделённая радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

 

4. Беседа о прочитанном.

 

Какова тема письма?

Какую основную мысль утверждает автор?

Что выражено в заглавии – тема или идея?

Какой период является центром в жизни человека?

В каком стиле написан исходный текст?

Определите тип речи, избранный автором в своём письме.

 

(На основе беседы у учащихся создаётся представление о том, что перед ними рассуждение).

 

5. Слово учителя.

Рассуждение научно-популярного стиля речи, идея которого - в утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в молодости. Идее созвучна и тема – это молодость человека, её ценность, умение её сохранять, дорожить ею.

 

6.Физ.минутка.

 

7. Составление плана.

 

  1. Я ошибся: моя молодость осталась со мною.
  2. Подлинные друзья – друзья молодости.
  3. И радость и горе легче пережить с настоящими друзьями.
  4. Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.
  5. Молодость всегда в памяти – хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».
  6. Моё понимание пословицы «Береги честь смолоду». Что для меня означает истинная дружба?

 

  1. Чтение текста, языковой анализ.

 

Начало текста помогает нам обрести веру в автора: с нами говорит не молодой человек, а человек, овладевший большим жизненным опытом. Один из выводов он предлагает нам сразу: «А на самом деле всё оказалось иначе».

Во втором абзаце начинается формирование тезиса – это мысль о друзьях молодости. Первоначально сказано: «Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашним». Затем: «Настоящие друзья – старые».

В начале третьего абзаца формирование тезиса заканчивается в виде обобщенного вывода: «Подлинные друзья приобретаются в молодости». А затем уже идут доказательства. Одно из них: молодость – это время сближений, второе: настоящая дружба помогает и в горе и в радости и в печали, автор делает общее заключение: «Горе человеку, если он один».

Язык всех этих абзацев прост и понятен. Но это простота – результат длительной работы автора над своим слогом, над тем, чтобы слов было меньше, а содержание, ими передаваемое, максимально значительно, по знаменитой формуле Н.А. Некрасова «Чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». Этот результат достигается точным выбором слова, наиболее оптимальным выбором предложений и их логически обусловленным расположением.

Нужно обратить внимание на одну очень важную особенность речи Д.С. Лихачёва: он стремится использовать, где это возможно, такие предложения, которые обладают большой смысловой самостоятельностью. Часто такими предложениями, как маленьким выводом, заканчивается высказываемая мысль или, напротив, как маленьким тезисом, она объявляется перед последующим доказательством.

«От настоящего не останется ничего. Мои сверстники остались со мной. Настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Горе человеку, если он один».

По своему смыслу некоторые предложения носят характер обобщения. Для этой цели используются слова отвлечённого значения (настоящее, молодость, ничего), существительные единственного числа, которые, как известно, обладают способностью передавать понятия обобщённо (горе человеку), а структура предложений обеспечивает категоричность суждения. И в дальнейшей части текста мы видим те же особенности речи. (читаем 3 абзац)

В этом абзаце идут дальнейшие доказательства в пользу пожизненной ценности молодости. Они перекликаются с советами, как жить, как дорожить молодостью. Научная речь во имя точности стремится не обращаться к синонимам, поэтому Лихачёв бесстрашно много раз повторяет слово «молодость».

И в этом абзаце мы найдём немало предложений, которые нетрудно вынуть из текста, чтобы они могли, как пословица, жить своей жизнью, без опоры на другие предложения: «Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого».

Текст завершается напоминанием народной мудрости о необходимости беречь честь смолоду. Это итог всем размышлениям автора, окончательно подводящим мысль о величайшей ценности молодости. Это не только заключительный аргумент в пользу сбережения молодости, но это подтверждение тому, что мысли автора полностью совпадают с мировоззрением народа.

Украшайте свою молодость хорошими поступками: они будут радовать, а вот дурные – не давать спать.

 

 

9.Ознакомление с памяткой «Как писать изложение с элементами рассуждения».

 

10. Домашнее задание: написать изложение с элементами сочинения.

 

11. Итог урока.

Категория: Урок | Добавил: Dream
Просмотров: 7518 | Загрузок: 180
Всего комментариев: 0
avatar