Главная » Файлы » Методическая копилка » Урок |
[ Скачать с сервера (12.1 Kb) ] | 29.10.2014, 07:04 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке. Морфемный способ словообразования»
Разработала: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №21 станицы Ахметовской Лабинского района Вараксина Татьяна Анатольевна
2014 год
Цели урока: - ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, лингвистическими терминами; - формировать умение словообразовательного анализа; - развивать логическое мышление; - воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: -учебник «Русского языка»; - таблица «Способы словообразования»; -словообразовательные словари.
Ход урока. 1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания: анализ упражнения 122.
3.Актуализация знаний.
Беседа: -как отражается в языке появление новых предметов? -откуда берутся новые слова в языке? -как создаются эти слова? Что к чему прибавляется? На эти вопросы мы получим ответы сегодня.
4.Объяснение нового материала.
4.1.Слово учителя. Слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, предложений. Запишем (на доске и в тетради) примеры: На основе слов: травяной (трава). На основе словосочетаний: труднодоступный (трудно доступный). На основе предложений: перекати-поле (перекати (сказуемое) поле (дополнение)).
4.2.Задание: объяснить, что означает слово «домик»? От чего оно образовано? Что означает слово «долгоиграющая»? От чего оно образовано? Итак, мы узнали, от чего образуются слова. Теперь узнаем, с помощью каких языковых средств они образуются.
4.3.Работа с таблицей.
Полянка ← поляна. Прилететь ← лететь. Наколенник← колено. Синь← синий.
Задание: сравнить лексическое значение и состав слов в левой и правой колонках. Определить, в какой колонке слова образованы от слов в левой и правой колонках? С помощью чего они образованы? Итак, мы можем самостоятельно назвать способы словообразования слов в русском языке. Как назовем способ словообразования, если используется приставка? -суффикс? -приставка и суффикс одновременно? -если слово образовано без суффикса? Такие способы образования новых слов называются морфемными. Почему?
4.4.Задание: привести собственные примеры слов, образованных морфемными способами образования.
4.5.Слово учителя. Кроме морфемного способа образования слов, существуют и другие. О них мы узнаем на следующем уроке.
4.6.Работа с учебником (знакомство с порядком рассуждения при словообразовательном разборе).
4.7.Задание: привести примеры слов, образованных морфемным способом.
4.8.Слово учителя. При образовании новых слов может происходить чередование звуков: смешной-смех, усечение суффикса или его части: рубка-рубить, чередование звуков с одновременным усечением суффикса (крашение-красить). В случае затруднения при определении способа образования слова можно воспользоваться специальным словарем.
4.9.Знакомство со словарной статьей словаря.
5.Физ.минутка.
6.Закрепление нового материала.
6.1.Упражнение 123: определить способ образования слов (слабые учащиеся выполняют у доски под руководством учителя, сильные учащиеся –самостоятельно).
6.2.Задание: пользуясь словарем, определить, от каких слов и при помощи какого способа образованы слова олимпийский, горделивый, сверло, размножить, непредсказуемый. 6.3.Тестовая работа:
Задание: А) Какое из слов образовано приставочным способом: Зашел, приятный, бескостный, накипь Б) Какое из слов образовано суффиксальным способом: Глубь, глушь, лесник, подводник В) Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом: Красноватый, разъехаться, разный, разделить Г) Какое из слов образовано бессуффиксным способом: Отлет, отлететь, перелететь, недолететь. Д) Какое из слов является исходным для слова учительство? Учеба, учитель, ученик, учиться.
7. Домашнее задание: -упражнение 125-выполняют все учащиеся; -творческое задание (по желанию): образовать максимально возможное количество слов, образованных приставочным способом от слова ехать.
8 Итог урока. | |
Категория: Урок | | |
Просмотров: 3621 | Загрузок: 94 |
Всего комментариев: 0 | |