Главная » Файлы » Методическая копилка » Урок

Урок русского языка в 6 кл. «Основные способы образования слов в русском языке. Морфемный способ словообразования»
[ Скачать с сервера (12.1 Kb) ] 29.10.2014, 07:04

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

урока русского языка в 6 классе

«Основные способы образования слов в русском языке.

Морфемный способ словообразования»

 

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №21 станицы Ахметовской

Лабинского района

Вараксина Татьяна Анатольевна

 

2014 год

 

 

 

Цели урока:

- ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, лингвистическими терминами;

- формировать умение словообразовательного анализа;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование:

-учебник «Русского языка»;

- таблица «Способы словообразования»;

-словообразовательные словари.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

 

2.Проверка домашнего задания: анализ упражнения 122.

 

3.Актуализация знаний.

 

Беседа:

-как отражается в языке появление новых предметов?

-откуда берутся новые слова в языке?

-как создаются эти слова? Что к чему прибавляется?

На эти вопросы мы получим ответы сегодня.

 

4.Объяснение нового материала.

 

4.1.Слово учителя.

Слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, предложений. Запишем (на доске и в тетради) примеры:

На основе слов: травяной (трава).

На основе словосочетаний: труднодоступный (трудно доступный).

На основе предложений: перекати-поле (перекати (сказуемое) поле (дополнение)).

 

4.2.Задание: объяснить, что означает слово «домик»? От чего оно образовано? Что означает слово «долгоиграющая»? От чего оно образовано?

         Итак, мы узнали, от чего образуются слова. Теперь узнаем, с помощью каких языковых средств они образуются.

 

4.3.Работа с таблицей.

 

Полянка ← поляна.

 Прилететь ← лететь.

Наколенник← колено.

Синь← синий.

 

Задание: сравнить лексическое значение и состав слов в левой и правой колонках. Определить, в какой колонке слова образованы от слов в левой и правой колонках? С помощью чего они образованы?

         Итак, мы можем самостоятельно назвать способы словообразования слов в русском языке.

Как назовем способ словообразования, если используется приставка?

-суффикс?

-приставка и суффикс одновременно?

-если слово образовано без суффикса?

Такие способы образования новых слов называются морфемными. Почему?

 

4.4.Задание: привести собственные примеры слов, образованных морфемными способами образования.

 

4.5.Слово учителя.

Кроме морфемного способа образования слов, существуют и другие. О них мы узнаем на следующем уроке.

 

4.6.Работа с учебником (знакомство с порядком рассуждения при словообразовательном разборе).

 

4.7.Задание: привести примеры слов, образованных морфемным способом.

 

4.8.Слово учителя.

При образовании новых слов может происходить чередование звуков: смешной-смех, усечение суффикса или его части: рубка-рубить, чередование звуков с одновременным усечением суффикса (крашение-красить). В случае затруднения при определении способа образования слова можно воспользоваться специальным словарем.

 

4.9.Знакомство со словарной статьей словаря.

 

5.Физ.минутка.

 

6.Закрепление нового материала.

 

6.1.Упражнение 123: определить способ образования слов (слабые учащиеся выполняют у доски под руководством учителя, сильные учащиеся –самостоятельно).

 

6.2.Задание: пользуясь словарем, определить, от каких слов и при помощи какого способа образованы слова олимпийский, горделивый, сверло, размножить, непредсказуемый.

6.3.Тестовая работа:

 

Задание:

А) Какое из слов образовано приставочным способом:

Зашел, приятный, бескостный, накипь

Б) Какое из слов образовано суффиксальным способом:

Глубь, глушь, лесник, подводник

В) Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом:

Красноватый, разъехаться, разный, разделить

Г) Какое из слов образовано бессуффиксным способом:

Отлет, отлететь, перелететь, недолететь.

Д) Какое из слов является исходным для слова учительство?

Учеба, учитель, ученик, учиться.

 

7. Домашнее задание:

-упражнение 125-выполняют все учащиеся;

-творческое задание (по желанию): образовать максимально возможное количество слов, образованных приставочным способом от слова ехать.

 

8 Итог урока.

Категория: Урок | Добавил: Dream
Просмотров: 3621 | Загрузок: 94
Всего комментариев: 0
avatar